На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мы во Вселенной.

1 010 подписчиков

Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи Часть 3. Глава 2. №1

 

Глава 2. №1


О ЦЕНТРАХ ВЫСШЕГО СОЗНАНИЯ

 
     Жизнь, проявляемая человеком на физическом плане существования, есть лишь небольшая часть общей жизни на нескольких планах Бытия, в которых каждый человек принимает участие в большей или меньшей степени, в зависимости от своего культурного и духовного развития. Великая Премудрость Творческой Силы снабдила человеческий организм всеми данными для жизни на всех планах Бытия. Находясь на физическом плане существования, всякий человек бессознательно принимает участие в жизни Тонкого Мира в то время, когда тело его покоится во сне на Земле. Но развивший в себе центры высшего сознания принимает сознательное участие в жизни не только Тонкого, но даже Огненного Мира, причём, возвращаясь после своих отлучек в своё физическое тело, помнит обо всём и знает много такого, что недоступно пониманию обыкновенного человека. Только благодаря существованию этих Высших Обитателей на каждой планете раскрываются для людей тайны мироздания.
  
     Основная идея единства мироздания – «всё во всём» – ни в чём и ни в ком так полно не осуществлена, как в человеке. Недаром уже давно всеми мудрецами мира человек признан микрокосмосом, или малой Вселенной, а Макрокосмос, или Великая Вселенная, назван «Большим Человеком». Таким образом, в человеке, как в самом полном отражении Вселенной, находится всё то, что находится в Макрокосмосе, то есть в Великой Вселенной. Все силы и всё могущество Космоса, которыми осуществляется жизнь во Вселенной, находится в потенциальном состоянии в каждом человеке.
 
     Сказано: «Центры Космоса равны центрам человека. Человек несёт в себе всё проявление Космоса» (Беспредельность, ч. 1, 200).
 
     Взаимоотношения между человеком и Вселенной составляют сущность эволюции и являются основой и законом развития жизни во всём сущем.
 
     Согласно великому закону аналогии, законы развития жизни во всех её проявлениях одинаковы, и то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, и то, что внизу, аналогично тому, что находится вверху. В вечном калейдоскопе жизни нет ни начала, ни конца, но вечная трансформация и замена несовершенных форм жизни более совершенными.
 
     Всякая причина производит своё следствие, которое становится причиной для следующего следствия. Участие человека в вечном круговороте жизни состоит в том, что по мере продвижения эволюции великое назначение человека как сотрудника Космоса в поддержании равновесия космической жизни будет становиться всё более и более очевидным. Миры зарождаются и умирают, тогда как человек, трансмутировавший на огне духа все свои чувствования, преображается в сверхчеловека, занимает место среди Высших Духов и живёт в вечности. Высочайшие Духи являются сотрудниками Великого Зодчего и Матери Природы, Строителями миров и Руководителями народов. Господь в беседе с Арджуной говорит: «Миры, начиная с мира Брахмы, являются и исчезают, о Арджуна, но тот, кто пришёл ко Мне, тот более не знает рождения» (Бхагавад-Гита, 8: 16).
  
     Жизнь каждого человека составляет неотъемлемую часть жизни всего мироздания, и как нельзя из сложной машины вынуть самую малую часть её, без существенного вреда для её действия, точно так же нельзя выключить жизнь самого незначительного человека из общей жизни Вселенной. Как Космос для выявления всей сложности своей жизни и проведения многообразных задач эволюции нуждается в многочисленных органах, энергиях и центрах знания, силы и могущества, точно так же человеческий организм для успешного продвижения в ритм с эволюцией всей жизни нуждается в соответствующих органах и центрах для того, чтобы воспринимать нужные ему энергии из Космоса и посылать свои.
 
     Человек есть конденсатор и трансмутатор космических энергий. Потому жизнь каждого человека неразрывно связана с жизнью всего Космоса.
  
     Эволюция жизни всего мироздания подлежит воздействию преобладающего направления человеческих устремлений, и развитие жизни на каждой планете находится в прямой зависимости от степени развития человечества этой планеты. Ввиду столь великого значения человека в жизни мироздания его центры сил и восприятия соответствуют центрам энергий Космоса. Человек и Космос нераздельны.
 
     Человек, осознавший присущую ему силу, тем самым делает первый шаг к развитию её. Без такого осознания все высшие силы и способности, воплотившиеся в человеке, будут пребывать в спящем состоянии и никогда не проявятся. Но для того, чтобы сделать этот первый шаг и идти вровень с развитием жизни в Космосе, нужно освободиться от ложного представления о человеке как ничтожестве. Зная, что человеческая мысль есть великая творческая сила и что своими мыслями человек творит свою судьбу, легко понять, что от ничтожества может родиться лишь ничтожество. В беспредельности мироздания, где всё так величественно и грандиозно и где всё должно стремиться к совершенству и красоте, ничтожество неуместно. Ничтожество есть мусор и неудавшееся творение, которое идёт в космическую переработку, тогда как направляют и способствуют развитию жизни в мироздании опередившие в своём развитии остальное человечество Высочайшие Духи и приближающиеся к этой ступени.
 
     "Ничтожество образуется от неосознания сил, присущих человеку.  Ничтожество заразительно, оно существует целыми поколениями; оно умертвляет существо на пороге жизни. У ничтожества утверждено общее положение, при котором уничтожаются личность и достижения человеческие. Явление строительства особенно противно ничтожеству.  Конечно, Мир Огненный для ничтожества самое ужасное пугало" (Мир Огненный, ч. 1, 491).
 
      Само собой понятно, что признавший себя ничтожеством таким и пребудет, и дальнейшим путём его будет не самоусовершенствование, но самоуничтожение, ибо таково действие космических законов. Жизнь даётся не для прозябания в ничтожестве, но для стремления к совершенствованию. Цель жизни – вечное движение вперёд, вечное совершенствование, и все средства для этого даны человеку. В беспредельности мироздания всё беспредельно и вместе с тем достижимо.
 
      Беспредельны возможности и беспредельны достижения; все зависит от человеческого сознания. Достижимо всё, что вмещается в человеческом сознании, а так как для роста сознания нет предела, то нет предела ни возможностям, ни достижениям. Средством же для вседостижимости являются находящиеся в человеческом организме центры высшего сознания, которые стремлением к Истине, Свету и знанию загораются огненной энергией и постепенно превращаются в органы восприятия высших возможностей и в центры силы и могущества.
 
     "Понятие недостижимости изъято из бесконечности Пространства. Конечно, ступень разнится от ступени, и недостижимость на одной ступени может оказаться уже осиленной на другой. Утвердитесь в понимании вседостижимости.
  
     В Космосе всё живёт и всё возможно. Самые тайники духа найдут утверждение в Космосе. Явление недостижимости обусловлено неподходящими устремлениями или условием, не могущим сопоставить желание с жизнью. Временность условий не значит недостижимость. И временность устремления не значит, что устремление повторится в том же направлении. Когда человек поймёт явление временности в себе, тогда он легко примет закон восхождения. Закон восхождения озарит дух пониманием достижимости.
 
     Природа имеет такое же примерное существование. Разные улучшения вызывают лучшие формы. Высшие условия дают человеку лучшие возможности. Чем выше, тем утончённее, чем ярче понимание дальних миров, тем ярче достижения. И человеку указан путь восхождения возгоранием центров. В жизни, на Земле достигнута вся высшая трансмутация, которая есть преддверие высшего, беспредельного творчества" (Беспредельность, ч. 1, 100).
  
     Общее понятие о центрах Вопрос о центрах высшего сознания для человека западного мира – вопрос совершенно новый и до сих пор ещё не привлёк внимания серьёзных учёных. И оккультная наука Запада по этому вопросу очень небогата и говорит лишь о семи главных центрах. Даже в Тайной Доктрине, этом кладезе мудрости, о центрах говорится очень немного. Так, в третьем томе на стр. 507 (немецкого издания) Е.П.Блаватская, говоря о расположенных в нашем теле семи главных центрах как властителях и правителях семи главных нервных сплетений, указывает, что в нашем теле намечается ещё сорок два меньших центра, которым физиология отказывает в этом названии, ибо ещё не нашла их. Учение Живой Этики говорит о двадцати одном центре, причём некоторые из них имеют двойные разветвления, как например: центр лёгких, центр оплечий, почек, колен, запястий и т.д. В общем, основных центров высшего сознания в человеческом организме имеется сорок девять.
 
      Недостаточность сведений о центрах объясняется тем, что эти сведения для человека современного развития были бы не только не полезны, но вредны. Наглядный пример тому мы видим в наше время, когда некоторые из людей, узнав кое-что о центрах, лихорадочно, самыми недопустимыми способами начали напрягать их, причиняя себе тем непоправимый вред.
 
     Наступающая Новая эпоха, требующая сознательного участия человека в жизни Высших Миров, ставит непременным условием не только ознакомление с этим вопросом, но хотя бы частичное раскрытие центров. Но так как раскрытие центров связано с пробуждением высших сил и энергий и чревато многими серьёзными последствиями, то к изучению этого вопроса нужно подходить со всей серьёзностью и сугубым вниманием.
 
     На Востоке многое известно о центрах, но, конечно, лишь незначительная часть этих знаний доступна европейцам из-за малодоступности языков, на которых эти знания запечатлены, но, главным образом, из-за сокровенности таких знаний. В восточной философии центры имеют много разных названий. Самое распространённое из них это чакры, или огненные колеса, вследствие их вращательного движения, когда они приведены в действие; а также цветы лотоса. Это поэтическое индусское название более всего подходит к центрам и является самым прекрасным символом, выражающим их истинное значение и сущность. Как цветок лотоса, имея своим основанием лишённую света заболоченную область дна реки или озера, проходит затем водную стихию и, выходя на воздух к свету и солнцу, распускается прекрасным белым цветком, точно так же наши главные основные центры, имея своей основой канал спинного хребта, проходят через физическое тело и выходят на поверхность эфирного тела, которое при выделении на несколько сантиметров выступает из физического.
 
     Таким образом, наши раскрывшиеся центры, наподобие распустившихся цветов лотоса, находясь вне физического тела, обладают способностью воспринимать высшие вибрации и тонкие энергии из пространства для передачи их органам восприятия физического тела. Принадлежа к составу тонкого тела человека, наши центры высшего сознания, как и само тонкое тело, для физического зрения невидимы, но зрению ясновидящего они представляются иногда как распустившиеся цветы, с определённым числом лепестков и с углублением в центре. Каждый раскрывшийся центр имеет свою окраску, состоящую из разных оттенков, но с преобладанием какого-нибудь одного определённого, причём лепестки одного и того же лотоса, сохраняя общий оттенок центра, вносят свою игру цвета, в зависимости от выполняемой ими функции в человеческом организме.
 
     Раскрывшиеся центры играют всеми цветами радуги и называются также иногда «маленькими солнцами».
 
     "Чакры, огненные колеса, напоминают о бесчисленных кругах зачинания и завершения. Можно представить себе, что равновесие миров зиждется на чакрах огненных. Они соприкасаются, входят одно в другое и образуют звенья неразрывные. Так можно представить, как чакры человека определяют его огненную природу и вносят человеческую сущность в целое прочих огненных образований. Уже располагают люди лучами, которые не запечатлевают плоть, точно так же будут найдены лучи, которые уловят огненные центры. При этом показано будет, как чакра человека соответствует пространственным огненным образованиям. Фигура огненного человека вольется в ритм пространства. Так можно физически показать, насколько сущее подвергается одному закону ритма. Конечно, для успеха таких показательных опытов необходимо развить в себе огненные чакры.
  
     Они существуют потенциально в каждом организме, но существа бездушные не отбросят на экран даже малых проблесков потушенных огней" (Мир Огненный, ч. 1, 447).
     Семь главных чакр, о которых говорит современная оккультная наука, являясь центрами высшей силы, ведают семью главными нервными сплетениями и, согласно санскритской терминологии, называются:
  
     Сахасрара, Аджна, Вишуддха, Анахата, Манипура, Свадхистхана и Муладхара. Все эти эфирные лотосы, находящиеся в эфирном теле, имеют соответствующие центры в астральном теле и необходимые проводники для передачи воспринимаемых ощущений физическим органам. Таким образом, все вместе они образуют одно целое.
 
     Сахасрара, или тысячелепестковый лотос, находится в темени и Учением Живой Этики называется центром колокола. В нём, в сущности говоря, не тысяча лепестков, но 960, и индусской философией он назван тысячелепестковым ввиду многообразия функций, выполняемых этим лотосом, ибо каждый лепесток выполняет особую функцию. В древнейшие же времена центру Сахасрара приписывалось 666 лепестков, а не 960 или 1000. Центр Сахасрара есть центр слуховых и зрительных восприятий.
 
     Этим центром мы воспринимаем пространственные мысли и все, идущее из Высших Сфер и Высших Миров. Если обитатель Высшего Мира желает что-нибудь нам сообщить, он действует через центр колокола, и если этот центр у человека раскрыт, то он может иметь общение с обитателями Тонкого Мира. Согласно Н.Лидбитеру (Центры сил в человеке), раскрытие мозгового центра якобы сопровождается повышением темени, но это следует понимать аллегорически. При раскрытии центра всегда происходит расширение кровеносных сосудов, что вызывает набухание, но не выпячивание кости. На многих изображениях Будд и Бодхисаттв можно видеть это символическое выпячивание темени.
 
     Выпячивание это называется ушниша и является символом раскрытия мозгового центра. Лотос этот имеет в центре 12 лепестков золотистого цвета, которые образуют потом правильный круг нежно-фиолетового цвета, разделённый, как уже сказано, на множество мелких лепестков.
 
     Следующий центр Аджна, или 96-лепестковый лотос, который также имеет названия «глаз Брахмы» и «третий глаз», находится над бровями.
 
     Физический орган этого центра есть шишковидная железа, находящаяся в затылке. От этого центра зависит гармоничное развитие нашего организма и пропорциональность всех его частей. Сосредоточением на этом центре можно исправлять физические недостатки своего тела. Раскрытие этого центра даёт яснослышание и ясновидение; не те случайные проблески, которые бывают у многих, но сознательное видение бывших явлений и будущих событий вне времени и пространства. Человек, раскрывший центр третьего глаза, может наблюдать действие органов в своём теле, может видеть сквозь препятствия и сквозь землю, может наблюдать жизнь растение и минералов, может слышать музыку сфер и голоса Неба и Земли.
 
     Правая половина этого лотоса имеет бледно-розовый цвет, левая – бледно-фиолетовый, вследствие чего он называется иногда двухлепестковым лотосом.
  
   "Великий дар – открывать ясновидение прикосновением к солнечному сплетению. Этот процесс может совершаться как в физическом теле, так и в тонком, ибо принадлежит к числу процессов неразрушимых, но для этого нужно владеть сильным магнитом сердца. Так можно, при известном развитии, творить полезные действия, поднимая дух человечества.
  
     Конечно, следствие и выражение ясновидения очень различны, но потенциал его приводит организм к среде, которая в разных обстоятельствах ведёт человечество к совершенствованию. Недаром дар открытия ясновидения и яснопонимания принадлежит Матери Мира" (Сердце, 119).
 
   «Касание Матери Мира следует понять как проявление всеначальной энергии. Энергия Кундалини в Индии называется силою Матери» (см. Письма Е. Рерих: от 2.9.37).
     Когда человек стремлением к совершенствованию подготовил себе путь к раскрытию этого центра, то один из Учителей человечества, которые следят за возжжением «огней» у людей, прикосновением к солнечному сплетению раскрывает этот центр. «Тибетцы, желая символизировать раскрытие третьего глаза, помещают бородавку в средостение на священных изображениях, а яснослышание обычно символизируется огромными ушами» (Письма Е.Рерих).
   
     Далее идет Вишудха, центр гортани, или 16-лепестковый лотос зеленовато-синего цвета, причём лепестки чередуются между собой – более светлые с более тёмными. Физический орган этого центра – щитовидная железа, расстройство функций которой приводит к распространённой в некоторых областях болезни зоба. От развития этого центра зависит наша память и умственные способности. Это центр синтеза, аналитического мышления и логического рассуждения. Раскрытие этого центра не только даёт понимание любой речи на любом языке, но способность воздействовать своею речью на слушателя таким образом, что он будет понимать обращённую к нему речь вне зависимости от того, на каком языке она была произнесена, как это было с учениками Христа, когда они, по словам евангелиста, заговорили на разных языках.
  
     Сосредоточением на этом центре можно сохранить свою внешность в неувядающем состоянии. «Центр гортани помещается не в щитовидной железе, но около. Центры не помещаются в железах, они находятся около и координируют работу желез. Тончайших разветвлений центров множество, но не нужно думать, что центры требуют много места» (Письма Е. Рерих).
 
     Следующий центр – Анахата. Учением Агни-Йоги называется «чашей». Центр Анахата отвечает Серебряному Лотосу и помещается около сердца, среди нервных узлов. «Чаша» есть средоточие всех излучений. Это тот фокус, где преломляются и через который распространяются излучения зерна духа. «Чаша» образует треугольник между центром сердца и солнечным сплетением. Она помещается над солнечным сплетением на уровне сердца.
 
     «Чаша» принадлежит к тем нервным узлам, которые ещё не исследованы. В древнейших писаниях центр «чаши» иногда назывался «Небесная Ось».
 
     «Чаша» очень редко бывает переполнена. «Чаша», как синтетический центр, хранит самые несказуемые накопления". «Чаша» бывает хранилищем всего любимого и драгоценного. Иногда многое, собранное в «чаше», на целые жизни остаётся закрытым, но если в «чаше» запечатлелось понятие о Братстве, то оно будет звучать и радостью и тоскою во всех жизнях" (Братство, 463-464).
  
     «Чаша» одна для всех воплощений. Когда человек покидает физический мир, то все лучшие его устремления, весь накопленный духовный опыт откладываются в «чаше» и при следующем воплощении вместе с бессмертной сущностью человека переходят в следующее физическое тело. Таким образом, ничто не теряется, и раскрытие центра «чаши» даёт возможность использовать весь многообразный и многовековой опыт прежних жизней.
  
     Центр «чаши» даёт знание прежних воплощений. В сердце человека обитает высшее сознание, и если центр «чаши» раскрыт и провод с сердцем установлен, то человек приобретает высшую мудрость, которая находится в нём самом. Она приходит к нему не путём умозаключений или логических рассуждений, но из центра «чаши», через провод сердца, соединенного с Высшим Сознанием, как непреложная истина и чувствознание, которое ничем не может быть поколеблено или опровергнуто.
 
     С раскрытием центра «чаши» сопряжено великое преимущество. Человек может установить тогда прямой провод, или «серебряную нить» связи, с Высшим Миром и Высшими Силами. Когда человек встречает затруднение в разрешении какого-нибудь вопроса или упадок сил и энергии, то, соединив cвоё сознание с сознанием Учителя, может получить немедленный ответ и немедленную помощь. «Чаша» является также запасным складом памяти.
  
   "Часто мы знаем слово и не можем произнести его. В глубине вращается понятие и не выносится на поверхность. В это мгновение лучше всего ощущается глубина сознания. Не извилины мозга, но какое-то другое хранилище будет складывать запасы памяти; конечно, это «чаша».
  
     Можно напомнить наблюдения, когда «чаша» была физически повреждена: тотчас прилив воспоминаний прекращался. Наоборот, при повреждении мозга мгновенно проносилась вся прошлая жизнь, как бы всплывая из глубин. Так при расширении сознания познаётся сотрудничество центров.
  
     Познаётся, что можно получить из каналов мозга и что почерпается из глубин «чаши». Несказуемые сокровища складываются в «чаше». «Чаша» едина для всех воплощений. Свойства мозга будут подвержены наследственности телесной, но качества «чаши» сложены самодеятельностью.
  
     В «чаше» лежит крылатый ребёнок – так напоминала древняя мудрость о начале сознания" (Агни-Йога, 627).
 
     В книге Учения Беспредельность о «чаше» сказано: "Из «чаши» выявляются все творческие законы. В «чаше» собираются все космические явления.
 
     Потому обогащение «чаши» даёт осуществление всех космических планов.
Так основания собраны в «чаше», и может каждая энергия быть созидателем" (ч. II, 192).
   «Чаша», вмещающая космические проявления, насыщается космическими энергиями. Пространственный Огонь, устремляющийся к форме, будит насыщенную «чашу» притяжением Огня Космоса. Потому каждая видимая форма сложена творчеством «чаши», и Лотос Серебряный утверждает явления вмещения. Все космические проявления имеют свои отклики.
 
     Потому когда «чаша» вмещает все огни, то дух знает Бытие и Лотос Серебряный знает космическое творчество. Так в Беспредельности звучит вместившая «чаша'» (ч. II, 196).
   "Сущность духа выявляется в устремлении. Напрягаясь, «чаша» утверждает напряжение духа. Все нити, исходящие из «чаши», ведут к действию, которое имеет связь с Пространственным Огнём. Можно сказать, что творчество «чаши» соединяет Пространственный Огонь с накоплением «чаши». Только круг сознания даёт устремление к творчеству. Так Наш закон гласит об утверждении «чаши». Каждая вибрация невидимо притягивает Пространственный Огонь, и чуткость духа напрягает искры «чаши» (ч. II, 201).
   
     Таким образом, раскрытый центр «чаши» есть тот высший орган, который Высшим Существам служит источником творчества. «Чаша» вмещает всё. Она реагирует на все космические явления и вибрирует в унисон со всеми космическими вибрациями. Из «чаши» исходят все творческие идеи.
 
     Насыщаясь всеми космическими энергиями, «чаша» насыщает теми же энергиями всё, входящее в её круг действий. Человек, раскрывший центр «чаши», является творцом и сотрудником космического строительства, участником жизни всего Космоса и в полном смысле слова всесветным гражданином.
  
     Следующий центр – Манипура, или 12-лепестковый лотос, есть центр солнечного сплетения. Его лепестки чередуются – зелёные с красными.
  
     Plexus solans – солнечное сплетение – также змей солнечного сплетения – называется так потому, что в человеческом организме оно выполняет роль наподобие Солнца в нашей солнечной системе, а его движение и действие напоминают спиралеобразные и кольцеобразные движения змеи.
  
     Как Солнце даёт жизнь всему, насыщая всё сущее своими лучами и своею энергией, точно так же солнечное сплетение питает весь человеческий организм жизненной, иначе говоря, психической энергией. И как Солнце объединяет, приводит в движение и удерживает в равновесии весь Макрокосмос, точно такую же роль в микрокосмосе выполняет солнечное сплетение. Нити всех органов и всех центров переплетаются в солнечном сплетении. Солнечное сплетение приводит к гармонии и равновесию действие центров интеллектуального и сенситивного, иначе говоря, мозга и половой сферы. Солнечное сплетение есть аккумулятор, трансмутатор и распределитель психической энергии не только всем органам физического тела, но и эфирному телу, которое, в свою очередь, питает астральное тело. Оно есть запасный склад неиспользованной и неизрасходованной психической энергии. Приведённый в движение центр солнечного сплетения действует самостоятельно и непрестанно.
  
    "Центр солнечного сплетения является фокусом радиации огня. Нужно представить себе, как действует огонь. Как все высшие функции Космоса действуют изнутри, так и огонь солнечного сплетения напрягается в самом зерне. Центр солнечного сплетения даёт равновесие всем телам, и радиация его насыщает также эфирное тело, которое питает астральное тело. Переплетение всех центров и всех тел сравнивается с кольцами спирали, которые объединяются в центре солнечного сплетения. Каждая планета, каждый огненный центр имеет своё солнечное сплетение и Божественный Огонь жизни. Если сознание расширится в понимании этих явленных соответствий, то связь Макрокосмоса с микрокосмосом станет огненной Истиной. Волны токов беспредельны в своём разнообразии. По этим волнам огненный дух сообщается с пространством и другими Мирами.
  
     Так же в древности изображали Солнце со своими лучами, так можно изобразить и солнечное сплетение, которое имеет свои особые излучения, исходящие из зерна через всю заградительную сеть. Эти мощные токи приносят сердцу все отражения пространства" (Мир Огненный. ч. Ill, 219).
 
   «Вращение солнечного сплетения может иметь много причин кроме всех космических. Нужно рассматривать причины и функции вращения центра солнечного сплетения в связи с организмом и посылками энергии на дальние расстояния. Вращение центра солнечного сплетения есть нагнетение психической энергии. Так как излучения солнечного сплетения проходят через все центры, то, вращаясь, лучи солнечного сплетения пронзают все центры, являя питание и объединение прочих центров одной огненной энергией. Вращение центра солнечного сплетения может также координировать различные энергии, нагнетая как бы один центр, который особенно нуждается в насыщении или укреплении. Излучения солнечного сплетения при этом как бы касаются внешней окружности заградительной сети. При посылках энергии в определённое место все излучения собираются как бы в коническую спираль, и все снаряды идут в пространство спирально. Так функции солнечного сплетения так же многочисленны, как и его излучения. Являясь также мощным регулятором энергий, исходящих от всех центров, впитывая космические огненные энергии, центр солнечного сплетения распределяет по тем нагнетениям, которые присущи центрам» (Мир Огненный ч III 223).
  
     Дальше идёт Свадхистхана, или 6-лепестковый лотос. Он помещается в тазовой области. Сведения об этом центре сбивчивые и противоречивые.
  
     Некоторые оккультисты отождествляют его с селезёнкой и приписывают ему очищающее человеческий организм действие, другие называют его поджелудочной железой и полагают, что он принимает участие в пищеварительной деятельности нашего организма, но в действительности его функции связаны с половой деятельностью человека. В Учении Агни-Иоги об этом центре сведений не содержится. При духовном восхождении этот центр подчиняется и контролируется центром солнечного сплетения.
  
     Наконец, последний из упоминаемых в современной оккультной литературе центров есть Муладхара, или 4-лепестковый лотос. Ярко-красные и золотистые лепестки его – по два каждого цвета – между собой чередуются. Он находится в конце позвоночника и является основой и корнем всех «цветов лотоса». Это главный центр жизненной силы и центр воли. Этот центр ведает половой деятельностью человека. Когда этот центр находится в спящем состоянии, человек расходует огромные запасы жизненной энергии, находящейся в этом центре, на половые излишества, ослабляя вместе с тем и свою волю, ибо иначе и не может быть. Раз человек безрассудно тратит свою жизненную силу, он тратит вместе с тем и свою волю; между тем, для того чтобы, пользуясь ею мудро, сохранить излишек этой силы и направить её на полезную творческую деятельность, нужно наличие сильной воли. Как уже сказано выше, Муладхара является корнем, из которого развиваются и расцветают все прочие лотосы. Из этого становится ясным, что центр Муладхара развивается первым, давая этим импульс для развития прочих центров. Центр Муладхара называется также центром Кундалини; развиваемая им энергия или ток называется змеевидным огнём и током Кундалини.
   
     Что такое Кундалини? «Кундалини – отец, зачинатель восхождения», – сказано в Агни-Иоге. Именно он есть отец, дающий жизнь, дающий импульс для действий всех прочих центров высшего сознания. Все центры высшего сознания у обыкновенного человека находятся в спящем состоянии и бездействуют. Поэтому пробуждение Кундалини к действию должно считаться в жизни каждого человека важнейшим и величайшим событием, ибо лишь с этого момента начинается перерождение и одухотворение человеческой личности. С этого момента человек вступает на путь совершенствования, и начало действия Кундалини есть открытие первых врат этого пути.
  
      Никакими другими способами и никакими другими силами человек не может достигнуть успехов и продвинуться в своём шествии по пути эволюции, как только этим единственным способом. Все гении и великие деятели человечества, все подвижники и святые всех времён и народов, которые достигали известности и значительности, славы и святости, шли и идут этим единственным путём. Разница между достигшими этого поворотного момента в своём развитии состоит лишь в том, что приобщившиеся к тайноведению достигают пробуждения тока Кундалини сознательно, следуя приёмам, выработанным в некоторых школах эзотеризма, прочие – бессознательно, ибо пробуждение этой тонкой огненной энергии совершается не грому подобно, но в тишине и безмолвии, и часто бывает не замечено даже знающими и ожидающими этого.
 
    Так как мы переживаем тот момент в истории развития человечества нашей планеты, когда совершается переход от развития материи к развитию духа, то знание всего, что касается этого момента, для всякого эволюционирующего человека не только насущная потребность, но оно объясняет все происходящие в переживаемую нами эпоху явления и события. Никто не может сказать – меня это не касается; ибо, воистину, это касается всех обитателей планеты. Войти в Новую эпоху и приобщиться к зарождающейся новой расе можно лишь следуя требованиям этой эпохи. Уклоняющиеся от этого вычёркивают себя из книги жизни.
 
     Прежде чем говорить о действии раскрывшегося лотоса Кундалини, нужно выяснить вопрос – каким образом происходит раскрытие, иначе говоря, возгорание этого центра и какими причинами оно вызывается? Нужно сказать, что всё, что касается центров высшего сознания и их проявления, выходит из сферы действия физической природы человека и принадлежит к области высшего – духовного порядка. Ни сами центры, ни их действие для физического наблюдения не доступны, но результат их воздействия на физическую природу человека обнаруживается во многих явлениях, о чём будет сказано ниже. Заложенный в центр Муладхары огромный запас жизненной силы принадлежит к огненной стихии и есть конденсированная энергия жизнедателя – Солнца. Потому ток Кундалини есть огненный ток, и раскрытие центров есть возгорание их.
  
     Следовательно, причиной, вызывающей возгорание и начало действия тока Кундалини, может быть не внешнее воздействие, не механика, но импульс внутреннего, духовного порядка. Когда человек в своём развитии подвинулся настолько, что его не удовлетворяют мелочи обыденной жизни и у него появляются духовные запросы, то это есть показатель возможного возгорания центра Кундалини, но лишь истинное огненное устремление к знанию, к Свету и Истине даёт огненное следствие – возгорание этого центра. Наше время особенно благоприятствует началу действия центров высшего сознания; и то, что в прежнее время требовало нескольких жизней, может быть достигнуто в одну жизнь.
  
    "Правильно определить Кундалини как отвлечённое начало. Когда условия жизни Земли были грубы, нужно было увлечь дух в Высшие Сферы.
 
     Предварительно первенствовал Глаз Брахмы, затем он сменился торжеством Кундалини. Но достижения Самадхи не уберегли человечество от ужаса рабства и предательства.
  
     Теперь время настаивает на синтезе действия. Чувствознание даёт этот синтез земного существования. Сокровище чувствознания заключается в «чаше», потому к двум первоисточникам следует добавить ещё расцвет третьего центра. Пусть радуга Кундалини увлекает вверх, но нужно на Земле построение земное. Нужно приложить к столбу основание, как почерк к мысли. «Чаша», давно замолкшая, снова оживёт. По новому пути пойдёт человечество. Трое Владык, три центра составят сотрудничество здесь.
 
    Кто может осознать дополнение «чаши» к Кундалини, тот поймёт, как отец поручает сыну земное царство. Кундалини – отец, зачинатель восхождения. «Чаша» – сын, отцом пробуждённый. Кто знает начало отца, тот при смене распознает сына. С «чашей» подвига-действие. Так ничто не оставлено, но усилено. Пусть Глаз Брахмы будет естественным дополнением этого состояния" (Агни-Йога. 549).
  
    Как уже сказано выше, все центры высшего сознания у современного человечества, за весьма редкими исключениями, находятся в спящем состоянии. Когда, благодаря изложенным выше причинам, у человека проснулся к действию, иначе говоря, загорелся центр Кундалини, то это значит, что он начал вращаться. Вырабатываемый вращением энергии ток Кундалини поднимается по каналу позвоночника кверху. До этого момента этот канал у человека закрыт. Спиралеобразное движение тока Кундалини или, как говорится ещё, змеевидный огонь Кундалини постепенно открывает этот канал, который в восточной философии называется Сушумна. По мере открытия Сушумны огненная энергия Кундалини зажигает прочие лотосы, расположенные вдоль спинного хребта, которые, в свою очередь, начинают вращаться и вырабатывать свою особую энергию. Так постепенно открывается весь канал Сушумны и приводится в действие и движение вся система лотосов, которые все связаны между собою.
 
     Когда ток Кундалини достиг центра Колокола, расположенного в темени, человеческий организм готов к восприятию тонких энергий и высших токов, какие существуют и действуют в Космосе. Его центры превратились в органы восприятия. Каждый его центр соответствует такому же центру Космоса, которым он может воспринимать космические энергии и посылать свои. Только тогда человек становится конденсатором и трансмутатором космических энергий, участником и сотрудником космической жизни в полном значении этого слова и человеком в высшем значении этого слова.
 
     Только тогда человек приобретает ту великую силу, для которой нет ничего невозможного, посредством которой человек может совершать разные удивительные феномены, которые, с точки зрения законов физического мира, считаются чудесами, но в которых нет никакой чудесности для того, кто приобрёл высшее знание и развил высшие способности. Эта высшая способность и сила присущи всякому человеку и есть его неотъемлемое право, но достигает этого лишь тот, кто идёт нормальным и законным путём своего развития.
 
     Кроме перечисленных центров, Учение Живой Этики говорит о целом ряде других центров, находящихся в человеческом организме. Неоднократно упоминается центр лёгких и ряд парных центров, как центр крыл, или оплечий, центр запястий, центр колен, центр голеней и другие.
 
    "Центр лёгких, являя возгорание, давал йогам все возможности и для высших проявлений. Этот центр (один из самых чувствительных. – Прим. А.Клизовского) даёт одоление воздуха и воды. Йоги являли полёты и хождение по воде, удельный вес делался относительным. Центр лёгких – основа всех так называемых чудес. Все боли мучеников исчезали контролированием этого центра, и только «чаша» экстаза жила. Огонь трансмутирующий – можно назвать этот центр.
  
     Чистый йогизм знает, как явление центра лёгких может всё трансмутировать по желанию. Конечно, теперешние йоги пользуются пранаямой для возгорания этого центра.
  
     Высший йог не нуждается в пранаяме, для него существует прямой провод с Огнём Пространства. Все проявления являют необходимость в пранаяме, как хождение по воде и полёты. Но есть миссии выше" (Беспредельность, ч. 1, 103).
  
     Из того, что выше о центрах сказано, видим, как велико значение раскрытия центров для человека. Каждый раскрытый центр есть великое сокровище, которое ценнее всех сокровищ мира вместе взятых. Только с раскрытием центров начинается истинное бессмертие человека. Каждый раскрытый центр есть великая творческая сила, которая приобщает человека к космической жизни и космическому творчеству. С раскрытием центров кончается путь человеческий и начинается путь богочеловеческий.
   
     Учение Агни-Иоги даёт указание о значении лишь некоторых центров.
 
     Более подробные сведения были бы пока преждевременны. Сказано: «Когда человек примет в осознание, что каждый орган и каждый центр есть творческая сила, тогда можно будет явить значение каждого центра» (Беспредельность, ч. 1, 102). Тем более не могут быть даны указания о значении каждого центра потому, что центры могут изменять своё назначение в зависимости от условий эпохи. Потому не рекомендуется придавать большое значение сведениям о центрах, которые содержатся в малоавторитетных источниках.
  
   "Центры человека поняты весьма относительно. Сами названия их менялись на разных языках в течение тысячелетий. Одни могут назвать «чашу» – Небесная Ось, но от этого не изменяется её назначение. Другие говорят о воздействии Матери Мира (энергия Кундалини называется среди индусов силою, или шакти  Матери Мира), но шакти уже в существе своём содержит великое значение всеначальной энергии. Кроме того, забывают о коллективном действии центров, которое всегда индивидуально. Конечно, так же индивидуальна и трансмутация центров в тонком и огненном теле.
  
     Они сохраняют свою сущность во всех телах, но развитие их будет зависеть от прохождения в земном бытии. Мускулы, казалось бы, достаточно изучены, но функции их зависят от характера человека.
 
     Каждый член тела действует индивидуально. Походка зависит от психического состояния, и тем самым мускулы будут работать в своеобразном сочетании. Относительность суждения особенно ярко выражается в суждении о тонких энергиях. Невозможно установить одно число лепестков лотосов. Кроме того, каждый лепесток будет отличаться от другого. Не будем ограничивать многообразность строения мира. Самые неожиданные разрастания ткани и разветвления нервов дают неожиданное богатство организму. Каждое наблюдение ценно, но будем очень осторожны с обобщением. Именно познавание должно научить осторожности в выражении" (см. Письма Е. Рерих: от 2. 9. 37).
  
    "Искра бессмертия справедливо помещается некоторыми в разных центрах, каждый будет прав по-своему. Правда, в каждом центре имеется такая искра, но по условиям эпохи центры могут изменять своё значение. Одно сердце остаётся неизменным; только «чаша» следует за сердцем в значении, остальные центры и гланды могут соответствовать космическим токам. Не только в суждении о центрах ошибаются люди, ибо везде они не допускают подвижную целесообразность. Но не только по эпохам сменяется значение психической энергии, но и по расам, по народностям и даже по родам, как будто то же самое происходит, но между тем человек касается Высшего иными щупальцами. "…" Спросят: какой центр особенно важен сейчас? Теперь время синтеза, потому начнём всё от самого сердца. Именно поверх всего стоит сердце.
   
     Так пусть и гортань, и «чаша», и солнечное сплетение не отделяются от водительства сердца. Гортань есть инструмент синтеза, но трансмутация и приложение его происходят в сердце" (Мир Огненный, ч. II, 210).
   
     Как уже неоднократно упоминалось, духовные накопления и достижения не исчезают, но, отлагаясь в «чаше», переходят в следующее воплощение и при наличии устремления могут быть развиваемы дальше. Указать срок, в течение которого происходит раскрытие центров высшего сознания, невозможно, ибо всякий случай вполне индивидуален и зависит от многих условий и, главным образом, от силы устремления и чистоты побуждения.
  
      Оккультная литература говорит о семи жизнях, необходимых для достижения ступени Архата, но этот срок не есть окончательный. Он может быть как удлинён до бесконечности, так и сокращён до минимума.
 
     Но раскрытие центров, то есть достижение ступени Архата в одну короткую жизнь, возможно лишь при наполненной «чаше», лишь в исключительных случаях при исключительно огненной устремлённости, в такое исключительное переходное время, как настоящая смена рас, когда действует прогрессия ускорения, и то, что ранее достигалось в сто лет, теперь может быть достигнуто в пять.
   
     Раскрытие центров зависит не только от духовного устремления, но подчинено законам и срокам физического развития человека, которые не могут быть ни обойдены, ни нарушаемы. Огненная энергия Кундалини, приведённая однажды в действие, будет продолжать свою невидимую работу в целом ряде воплощений, вне зависимости от действующего в каждом воплощении человеческого сознания, но в полном соответствии с законами и сроками развития материальной сущности человека.
  
     Так, если у человека в одном из воплощений был приведён в действие ток Кундалини, то не нужно думать, что в последующей жизни он будет продолжать действовать с первых дней рождения человека. В первое семилетие человеческий организм имеет ещё прочную связь с астральным миром, который он ещё так недавно покинул, и лишь к концу второго семилетия эта связь порывается и действие центров возобновляется. Но для того, чтобы в новой физической оболочке проложить каналы для прохождения тонких энергий, ток Кундалини должен работать ещё целых пятнадцать лет. Таким образом, лишь к 30 годам, в самом благоприятном случае, когда воплощается полный Архат, каким был Христос, возобновляется действие центров, прерванное смертью и новым рождением.
 
    Этим объясняется, почему Христос начал служение человечеству, имея 30 лет от роду. Учение говорит: «Раньше тридцати лет нужные центры не просыпаются. Обычны пятнадцать лет для явления последствия пламени света. Зачатки света появляются раньше» (Листы Сада Мории, т. 1, 100).
 
     У обыкновенного же смертного, который не достиг ступени Архата, промежуток между окончанием действия тока Кундалини в одной жизни и возобновлением в другой может быть много больше и ни в коем случае не меньше. Раскрытые центры – это такая великая и вместе с тем опасная сила, которая может быть присуща лишь человеку вполне зрелому и физически, и умственно, и духовно. Незрелый ребёнок и неуравновешенный юноша не владеют открытыми центрами, ибо это для них было бы опасно, но лишь человек, достигший полного возраста Христа, когда приведены в гармонию ум, воля и сердце. Так мудрые космические законы накладывают как бы покров на высшее знание и ставят преграду проявлению высших способностей в каждой жизни человека до тех пор, пока это может быть опасно ему и пока низшие принципы не покорены высшими.
 
     Создаётся впечатление, что с каждой жизнью человек должен начинать своё духовное развитие с самого начала. Но это кажется лишь с первого взгляда. При более внимательном отношении к этому вопросу видим, что причина лежит в разности развития двойственной природы человека, состоящего из духа и материи. Духовные накопления в своей целостности остаются нерушимо теми же и готовы были бы проявить себя в полной мере, но не готов проводник, через который эта сила могла бы начать действовать. В то время как наше высшее сознание знает всё, проводник сознания физической сущности человека – наш интеллект, который не принимал участия в наших прежних воплощениях, – не знает ничего, и человек забывает, кто он был и кто есть. Лишь вступив в контакт со своим высшим сознанием и начав прислушиваться к голосу своего сердца, человек вспоминает, и лишь тогда могут быть сознательно применяемы высшие силы и способности.
  
     Но таким принудительным, с каждым воплощением человека, отодвиганием назад достигается самая великая задача эволюции и цель жизни – одухотворение материи и превращение её в высшее состояние, ибо неодухотворённая материя имеет тенденцию превращать всё в хаос.
  
     Высокий дух, воплощаясь в материи, одухотворяет её, придавая ей высшие качества и свойства. Эта материя приобщается к духу и не подлежит разложению.
  
     Явления, сопутствующие раскрытию центров Начало действия центра Кундалини может быть обнаружено и установлено далеко не всегда и далеко не всеми, даже знающими и ожидающими этого.
 
    Для незнающих это происходит большею частью незаметно. Так как здесь начинают действовать тонкие энергии, которые обнаруживают себя тонко и изысканно, не грому подобно, но в тишине и безмолвии, большею частью во время покоя, во сне, то обнаружить начало действия Кундалини довольно затруднительно. Конечно, человек знающий, чуткий и наблюдательный может установить начало и заметить симптомы, которыми оно сопровождалось, но никогда нельзя сказать, что если у одного человека это произошло таким-то образом, то и у другого будет так же, ибо всякий случай всегда индивидуален и отличается от другого. Высшее сознание человека даст ему об этом знать в той или иной символической форме, которая явится для него наиболее понятной, соответственно его знанию и образу мышления.
  
      По мере того как ток Кундалини, поднимаясь кверху по каналу Сушумны, зажигает прочие лотосы, человек начинает испытывать целый ряд странных явлений и непонятных заболеваний. Первое явление, которое сопровождает начавшийся процесс раскрытия центров, есть некоторый упадок физических сил, как реакция организма на отлив жизненной энергии в другом направлении. Этот упадок сил не настолько велик, чтобы человек не был способен выполнять свою обычную работу, но тем не менее с этим нужно считаться, ибо некоторое физическое ослабление будет ощущаться в течение всего периода раскрытия центров.
  
     С другой стороны, развиваемая при раскрытии центров огненная энергия, иначе говоря, психическая энергия, действует благоприятным образом на поднятие жизнеспособности всего организма. Все органы человеческого тела начинают функционировать более правильно и все отправления протекать нормально. Сглаживаются неточности и перебои в действии органов пищеварения, дыхания, кровообращения и др. Точно так же, если у человека начали обнаруживаться симптомы старости, как ослабление зрения и слуха, то развиваемая центрами психическая энергия может или приостановить дальнейшее ослабление этих органов, или восстановить их в первоначальной силе. Таким образом, видим, что ослабление мускульной силы с избытком возмещается поднятием жизнеспособности всего организма.
 
     Боли, испытываемые человеком при развитии центров, Учением Агни-Иоги называются преходящими и священными болями. Преходящими потому, что появляются в самых неожиданных местах, без всякой видимой причины, и так же неожиданно, без всякого лечения, проходят. Священными потому, что благодаря им человеческий организм очищается, утончается и одухотворяется. А так как одухотворение материи есть просветление её, иначе говоря, совершенствование, то только через одухотворение своего тела человек совершенствуется и достигает святости, ибо дух сам по себе свят и в совершенствовании его человеком не нуждается.
 
     В сущности говоря, эти преходящие и священные боли не есть обязательное условие раскрытия центров, но являются результатом несовершенства материи, из которой состоит наше тело. Если бы оно состояло из более совершенной материи, то не было бы болей, но для того, чтобы в грубой материи начали действовать тонкие энергии, кроме каналов, по которым эти энергии проходят, необходимо утончение и перерождение всего организма, а это не может совершиться без болей.
   
     Кроме того, когда такая трансмутация уже началась, то человеческий организм становится восприимчивым и чутким ко всякому несовершенству окружающей среды. Всякое несовершенство, дисгармония и противодействие отражаются на его центрах и причиняют ему боль.
 
    «Правильно замечено, что некоторые боли называем священными; через них восходит дух, и нет другого пути. Не знаем примера, когда сознание восходило бы без болей тела Нужно понять, как бережно нужно относиться к каждому явлению, когда мы можем ожидать каждый час посылки высших энергий» (Агни-Йога, 235).
 
    «Священные боли не принадлежат ни к какому виду болезней. Такое необычное состояние может превышать все известные заболевания. Всё становится так напряжено, что малейший удар может порвать эти натянутые струны. Как уже сказано, такое состояние ещё усугубляется неестественным положением планеты. Болезнь планеты угрожает нагнетением сердцу. По глубокой причине издревле охраняли чуткие организмы. Название священные боли должно было обратить внимание на сердце, прикоснувшееся к тончайшим энергиям. Такие сердца нужно беречь, они как провод высшего напряжения. Их нужно беречь и в домашнем быту, и во всей жизни. Если бы врачи были менее самомнительны, они стремились бы наблюдать такие редкие явления. Но, к сожалению, все особенные симптомы скорее отталкивают ленивых наблюдателей. Между тем, наряду с механизацией жизни, должно происходить изучение высших энергий» (Братство, 270).
   
     Человеческий организм во всей его удивительной сложности можно уподобить многострунному музыкальному инструменту, посредством которого может быть передана вся гамма звуков, от самых высоких до самых низких. Но известно, что когда инструмент настраивается и струны или натягиваются, или ослабляются, то они издают неправильные и печальные звуки. Материя струн протестует против производимого над ними насилия, но потом, когда настройка окончена, они производят правильный и приятный тон. Раскрытие центров есть настраивание человеческого организма на высший лад. Хотя физические струны нашего тела реагируют на настраивание тем, что являют то здесь, то там разного рода заболевания, но потом, когда раскрытие центров закончено, все струны человеческого организма приобретают способность созвучать на все явления жизни, во всем мироздании, во всей её многогранности и сложности.
 
     Таким образом, видим, что утончение физического организма без физических болей невозможно. Эти боли бывают различной силы и напряжённости и способны даже вывести человека на короткое время из строя обычной жизни. Не нужно возмущаться и страшиться этих болей, ибо они хороший показатель и возносят человека на высшую ступень. Нужно быть внимательным и бережным к своему организму который переживает перерождение, и следовать советам и указаниям, которые даны в Учении Агни-Йоги. Само собой понятно, что пока современная медицина к изучению болезней, связанных с раскрытием центров, ещё не приступала, то лучше за советами к врачам не обращаться, ибо вместо пользы можно принести себе существенный вред. Лечение этих болей обычными мерами невозможно.
   
    «Боли бывают очень велики и мучительны. Когда возгорается центр лёгких, то невозможно двинуться без невольного крика. Приходится сидеть, не меняя положения, причём и дыхание сильно затруднено. И конечно, все эти явления повторяются. Также мучительны и тянущее чувство, и горение в конечностях. Да и напряжение и шевеление в солнечном сплетении очень неприятны. Но при них очень помогают приёмы соды. Почки тоже очень чувствительны. И напряжения в головных центрах, особенно в затылке, бывают мучительны. Конечно, с течением времени все болезненные ощущения постепенно становятся всё слабее. Иногда немало времени требуется, чтобы открыть тот или иной центр. Но нужна и огненная трансмутация их, которая ещё болезненнее и полна опасности» (Письма Е. Рерих: от 2. 9. 37).
   
    "Агни-Иога является не только очередным расширением возможностей человечества, но она должна привести к сочетанию космические энергии, к сроку достигающие нашу планету. Это обстоятельство должно быть твёрдо осознано, иначе распространится как бы ряд заболеваний и внешнее лечение их поведёт к самым пагубным следствиям.
  
      Как можно излечить от появления огней? Их можно лишь направить как полезную психорабочую силу. Как можно лечить боли в спине, если они связаны с пробуждением Кундалини? Знающий будет лишь приветствовать и способствовать натиранием мятой. Можно' ли прекратить жжение третьего глаза, если он начал работать? Не разумнее ли дать ему развиваться, защищая его от Солнца? Уже давно собирали волосы на темени, чтобы охранить этот канал. Можно ли остановить движение солнечного сплетения, если оно начинает вращаться? Насилие над солнечным змеем может кончиться поражением мозга. Также опасно пресечение работы центра «чаши». Конечно, отравление опиумом прекращает движение центров, но тогда ещё проще отрубить голову.
 
     Можно себе представить, какое смущение вызовут эти непонятные движения, если не подойти к ним путем психической энергии" (Агни-Йога, 220).
 
    "При развитии центров человечество будет ощущать непонятные ему симптомы, которые будут относиться невежественной наукой к самым неестественным заболеваниям. Потому своевременно написать книгу о наблюдениях за огнями жизни. Советую не откладывать, ибо нужно пояснить миру явление реальности и общности бытия.
  
     Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий. Эти знаки, видимые для немногих, составляют основу жизни, проникая во все построения. Только слепой не заметит, как наполняется жизнь новыми понятиями.
 
     Потому и следует по звать учёных для освещения очевидности. Врач, не упусти!" (Агни-Йога, 170).
 
     «Возжжение центров не вызвало достаточно врачебного внимания. Очень важно отметить, что воспламенение каждого центра даёт симптомы местного органа, но сам орган не болен, но лишь вибрирует на огонь центра. Можно представить, сколько ложных болезней провозглашается врачами, если они не признают основную причину ощущений. Также мало исследуется сама причина воспламенения. Можно указать чисто космические условия, не меньшее место имеет и массовое состояние человечества» (Аум. 202).
 
    «В течение школьных лет особенно замечается опухание и чувствительность желез. Врачи всячески стараются загнать внутрь это явление или удалить железы. Но почти никто не подумал, что особая чувствительность желез зависит от огненных проявлений, вызванных новым мозговым и сердечным напряжением. Не простуда, не духота помещения, но новая работа огненных центров вызывает напряжение желез. Также подобное напряжение отзывается нередко на кожной поверхности. Уявление лечения чистым воздухом, конечно, уменьшает напряжение, ибо огненность праны приводит неуравновешенность желез к огненной гармонии. Но каждое насильственное удаление огненного аппарата, несомненно, очень отзывается в будущем, понижая чуткость восприимчивости» (Мир Огненный, ч. 1, 213).
 
     "Замечайте признаки непонятных заболеваний. Замечайте, около которых центров обозначаются знаки и боли. Может быть, болят плечи или локти и колена? Может быть, около «чаши» появляются три знака или происходит в гортани горение? Каждый знак показывает на действие центра. Как открытая книга, написана личность человека. Над челом горит постоянный знак сущности. Можно читать его даже простым наблюдением, но люди привыкли к грубым воздействиям. Они ждут оглушительного грома и ослепительной молнии, но сами производят наиболее важные действия в тишине.
   
     Как мощный магнитный ток наглядно ощутим лишь на некоторых телах, но воздействует всюду, так наиболее проникающие энергии невидимы. Но пока Мы просим обратить внимание на очевидные явления.
 
    Можно прийти к ценным заключениям, сопоставляя характер людей с внешними болевыми ощущениями. Нужно знать, как центры влияют на окружающие органы. Почему приписывается чахотка простуде или худосочию, когда центры, лежащие вблизи лёгких, показывают особенность организма? Почему опухоль плечей и локтей принимают за ревматизм, когда центры оплечий показывают напряжение? Наша задача не насиловать готовыми формулами, но своевременно направить по пути течения мирового закона" (Агни-Йога, 330).
   

Картина дня

наверх