В учении Елены и Николая Рерих

Николай Константинович РерихНиколай Рерих написал серию вдохновенных картин о Шамбале. В своих книгах, в частности в работе «Сердце Азии», он попытался передать Западу «самое священное слово» и «краеугольное понятие Азии», рассказывая о Шамбале, о ее значении, о Великом Владыке Шамбалы — Ригден
В своих письмах Елена Рерих называла Шамбалу Твердыней Великого Знания и Света, существующей «с незапамятных времен и стоящей на бессменном дозоре эволюции человечества, наблюдая и вправляя в спасительное русло течение мировых событий»[10]. Также как и Елена Блаватская, Елена Рерих говорила о связи с Шамбалой всех Великих Учителей, которых она тоже называла Махатмами или Белыми Братьями[10].
В Учении Живой Этики, созданной Еленой Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока[11], указано, что в разное время Шамбала проявляется под разными обликами в связи с понятием века, и что, изучая легенды Азии о Шамбале, можно дойти до древнейших Учений, связанных с Сибирью[12]. А о способе приближения к Общине Шамбалы говорится так:
…иди путем труда, иди путем щита веры… иди сердцем и «чаша» путь утвердит [13]
[править] Иные представления о Шамбале
У русских староверов существует понятие «Беловодье», которое всеми признаками напоминает Шамбалу.
Чогьям Трунгпа использовал слово «Шамбала» для некоторых своих учений и организаций, созданных для практиков Ваджраяны. С точки зрения Трунгпа, Шамбала имеет свою независимую основу в человеческой мудрости, не принадлежащей ни Востоку, ни Западу и никакой конкретной культуре или религии[14].
Другая версия гласит, что Шамбала — это состояние души, соединения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.
Также считается, что Шамбала — это центр мира, где находится источник или своеобразный кристалл, или субстанция, дающая жизнь всему сущему на Земле.
В новелле писателя-фантаста Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт» литературной аллегорией Шамбалы стала страна Шангри-Ла.
[править] См. также
[править] Литература
- Рерих Н. К. Шамбала сияющая / Восток-Запад. — М.: Международный Центр Рерихов, 1994. — 104 с.
- Шапошникова Л. В. [15] Учителя / Мудрость веков. — М.: Международный Центр Рерихов, 1996.
- Шапошникова Л. В. Шамбала древняя и загадочная // Новая Эпоха (Мир Огненный), № 3(18), 1998 год
- Рерих Ю. Н. К изучению Калачакры; Паралокасиддхи . — Научное издание. — Пер. с англ. и коммент. Н. Н. Шабанова. — Х.: Основа[16], 1990. — 129 с. (В книге приведены основные источники сведений о Шамбале)
- Рерих Ю. Н. Тибетская живопись — М.: Международный Центр Рерихов, 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой, 2-е издание.[17]
- А. Л. Баркова. Шамбала и её цари / Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. — М.: Международный Центр Рерихов, 2001, 2002, 216 с, 64 с. илл. Пер. с англ. А. Л. Барковой, 2-е издание.[17]
- Сергей Буланцев. Беловодье, Тебу, Шамбала ?.. // Журнал «Вокруг света», № 3, 1979 г.
- Р. Генон. Царь мира. Представления об Агартхе на Западе // Вопросы философии. 1993, № 3, с. 97-133
- А. Берзин. Ошибочные западные мифы о Шамбале .
- А. Берзин. Россия, Япония и докоммунистический Тибет: роль легенды о Шамбале .
- Шамбала // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.
- А. Кочаров, профессор тибетской живописи. . Москва, Международный Центр Рерихов, 01.12.2003.