Минфин разработал два варианта секвестра бюджета на 2016 год. Первый экономит 769,3 млрд руб. расходов, второй — 1,3 трлн руб. Выбирать будет президент Владимир Путин сегодня на совещании с членами правительства

Президент России Владимир Путин
Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Фото: Михаил Метцель/ТАСС
Как недоплатить пенсионерам
Основная доля экономии бюджетных расходов в обоих вариантах секвестра, подготовленных Минфином к совещанию (есть в распоряжении РБК), приходится на изменение пенсионного законодательства (см. таблицу). Выбор из одинаково болезненных альтернатив предлагается сделать президенту Владимиру Путину, который проведет сегодня совещание с членами правительства. Резать бюджет Минфин предлагает от уровня расходов трехлетнего бюджета на 2016–2018 годы, одобренного правительством в июне этого года. За три года по первому варианту будет сэкономлено 3,6 трлн руб., по второму — почти 6 трлн руб.
Оба варианта секвестра предусматривают предельно аскетичную индексацию пенсии: с 2016 по 2018 год включительно она не превысит 4%. По действующему законодательству, правительство должно было бы индексировать страховую часть пенсии по прогнозной на данный момент инфляции 2015 года, то есть на 12,2% (уточненный, еще не опубликованный сентябрьский прогноз Минэкономразвития). Еще в июне Минфин предлагал индексацию в 2016 году на уровне 5,5%, в 2017-м — 4,5% и в 2018 году — 4%. Размер экономии на пенсиях зависит в подсчетах Минфина и от сроков, когда будет проведена индексация. Если провести ее, как и предполагает действующее законодательство, с 1 февраля, то экономия в 2016 году составит 84,5 млрд руб. Но есть и более дешевая для бюджета альтернатива — перенести индексацию на 1 октября, и тогда экономия в 2016 году достигает 240,5 млрд руб.
Еще один выбор по существенному сокращению расходов затронет работающих пенсионеров. Вариант №1 предусматривает отказ с 2017 года от выплаты страховой пенсии работающему пенсионеру с годовым доходом свыше 1 млн руб. В этом случае экономия будет реализована только через год и составит всего 61 млрд руб. Данный вариант уже рассматривался правительством в июне и был поддержан. В варианте №2 пенсию работающим пенсионерам прекратят платить уже в 2016 году и порог отсечения предлагается снизить до 500 тыс. руб в год. Бюджет сэкономит 265,8 млрд руб. в 2016 году, а в 2017-м — уже 558,7 млрд руб.
Основная доля экономии бюджетных расходов в обоих вариантах секвестра, подготовленных Минфином к совещанию (есть в распоряжении РБК), приходится на изменение пенсионного законодательства (см. таблицу). Выбор из одинаково болезненных альтернатив предлагается сделать президенту Владимиру Путину, который проведет сегодня совещание с членами правительства. Резать бюджет Минфин предлагает от уровня расходов трехлетнего бюджета на 2016–2018 годы, одобренного правительством в июне этого года. За три года по первому варианту будет сэкономлено 3,6 трлн руб., по второму — почти 6 трлн руб.
Оба варианта секвестра предусматривают предельно аскетичную индексацию пенсии: с 2016 по 2018 год включительно она не превысит 4%. По действующему законодательству, правительство должно было бы индексировать страховую часть пенсии по прогнозной на данный момент инфляции 2015 года, то есть на 12,2% (уточненный, еще не опубликованный сентябрьский прогноз Минэкономразвития). Еще в июне Минфин предлагал индексацию в 2016 году на уровне 5,5%, в 2017-м — 4,5% и в 2018 году — 4%. Размер экономии на пенсиях зависит в подсчетах Минфина и от сроков, когда будет проведена индексация. Если провести ее, как и предполагает действующее законодательство, с 1 февраля, то экономия в 2016 году составит 84,5 млрд руб. Но есть и более дешевая для бюджета альтернатива — перенести индексацию на 1 октября, и тогда экономия в 2016 году достигает 240,5 млрд руб.
Еще один выбор по существенному сокращению расходов затронет работающих пенсионеров. Вариант №1 предусматривает отказ с 2017 года от выплаты страховой пенсии работающему пенсионеру с годовым доходом свыше 1 млн руб. В этом случае экономия будет реализована только через год и составит всего 61 млрд руб. Данный вариант уже рассматривался правительством в июне и был поддержан. В варианте №2 пенсию работающим пенсионерам прекратят платить уже в 2016 году и порог отсечения предлагается снизить до 500 тыс. руб в год. Бюджет сэкономит 265,8 млрд руб. в 2016 году, а в 2017-м — уже 558,7 млрд руб.
Два варианта секвестра :
Предложения, принятие которых приведет к экономии ассигнований федерального бюджета на 2016–2018 годы, млрд руб. | |||||||
| |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| № | Наименование | 2016 | 2017 | 2018 | ||
| Всего | ||||||
| Вариант I | 769,3 | 1355,8 | 1485,4 | |||
| Вариант II | 1303,9 | 2284,6 | 2364,8 | |||
| В частности, | ||||||
| I | Изменение пенсионного законодательства | |||||
| 1 | Повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин с 2016 года до 65 лет | |||||
| Вариант I: на 6 месяцев в год | 112,7 | 235,1 | 271,3 | |||
| Вариант II: на 1 год в год | 225,5 | 503,1 | 580,7 | |||
| 2 | Изменение порядка индексации страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней | |||||
| Вариант I: ежегодная индексация с 1 февраля на 4,0% в 2016–2018 годах | 84,5 | 122,2 | 129,3 | |||
| Вариант II: ежегодная индексация с 1 октября на 4,0% в 2016–2018 годах | 240,5 | 285,3 | 299,9 | |||
| 3 | Отказ от выплаты пенсий работающим пенсионерам с годовым доходом | |||||
| Вариант I: свыше 1 млн руб. с 2017 года* | 61,0 | 190,0 | ||||
| Вариант II: свыше 500 тыс. руб. с 2016 года | 265,8 | 558,7 | 589,4 | |||
| II | Изменение законодательства в части индексации оплаты труда | |||||
| 4 | Сохранение расходов, связанных с оплатой труда в рамках президентского указа от 7 мая 2012 года №597 на уровне 2015 года | 6,1 | 73,1 | 73,1 | ||
| 5 | Индексация оплаты труда и денежного довольствия военнослужащих 1 октября (2016 год — 0%, 2017 год — 4,0%, 2018 год — 4,0%): | 12,8 | 52,2 | 61,8 | ||
| оплата труда бюджетников | 12,8 | 50,0 | 52,7 | |||
| оплата труда прочих категорий (госслужащие, прокуроры, следователи, судьи) | 0,5 | 2,0 | ||||
| денежное довольствие | 1,8 | 7,2 | ||||
| Кроме того, сокращение издержек в компаниях с государственным участием за счет сокращения темпов роста оплаты труда, других издержек на 10%; отказ от непрофильных активов | ||||||
| III | Изменение законодательства в части предоставления социальных выплат и гарантий | |||||
| 6 | Оптимизация санаторно-курортного лечения | 15,6 | 26,3 | 35,4 | ||
| 7 | Применение критериев нуждаемости и адресности при предоставлении мер соцподдержки на федеральном уровне | 31,6 | 35,7 | 37,8 | ||
| 8 | Уточнение перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением правительства от 18.12.1997 № 1582 | 3,0 | 3,1 | 3,2 | ||
| 9 | Индексация социальных выплат (ЕДВ) с 1 октября по уровню целевой инфляции (2017 год — 4,0%, 2018 год — 4,0%) | 12,2 | 13,1 | |||
| IV | Изменение законодательства в части государственной гражданской службы | |||||
| 10 | Сокращение длительности отпусков госслужащих | 4,3 | ||||
| 11 | Изменение порядка финансового обеспечения организованного отдыха государственным гражданским служащим | 1,7 | 1,5 | 1,5 | ||
| 12 | Сокращение расходов на транспортное обслуживание госслужащих | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||
| 13 | Ограничение возмещения расходов за счет средств федерального бюджета по проезду государственных служащих к месту командирования и обратно в условиях повышенной комфортности | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ||
| 14 | Сокращение затрат на авиаперевозки отдельных должностных лиц, осуществляемые СЛО «Россия» | 0,6 | 0,7 | 0,7 | ||
| 15 | Пересмотр приказа Минздрава по диспансеризации госслужащих за счет федерального бюджета | 4,8 | 4,8 | 4,8 | ||
| 16 | Пересмотр порядка повышения квалификации госслужащих | 0,4 | 0,3 | 0,3 | ||
| V | Снижение темпов роста бюджетных ассигнований на выполнение госпрограмм и непрограммных направлений работы | 78,8 | 193,7 | 215,0 | ||
| VI | Сокращение нормативных затрат на оказание услуг бюджетным учреждениям | 67,7 | 68,0 | |||
| VII | Прочие | |||||
| В сфере транспорта | ||||||
| 17 | Оптимизация нормативных финансовых затрат на ремонт автодорог | 25,8 | 27,8 | 30,0 | ||
| 18 | Оптимизация расходов на строительство и реконструкцию автодорог федерального значения (с учетом ГК «Автодор», без моста через Керченский пролив) на 10% | 20,2 | 13,8 | 15,8 | ||
| 19 | Субсидии на перевозку пассажиров в дальнем следовании | 10,0 | 10,3 | 11,3 | ||
| 20 | Субсидии на перевозку пассажиров в пригородном сообщении | 16,5 | 15,2 | 14,1 | ||
| 21 | Субсидирование авиаперевозок, осуществляемых компаниями группы «Аэрофлот» | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||
| 22 | Строительство железнодорожной инфраструктуры на участке Прохоровка — Журавка — Батайск (в обход Украины) | 8,0 | 15,6 | 6,2 | ||
| В сфере образования и науки | ||||||
| 23 | Сокращение с 2017 года бюджетных мест в вузах через снижение соотношения численности студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в России, с 800 до 600 | 6,5 | 26,0 | |||
| 24 | Сокращение господдержки ведущих университетов (5-топ/100) до уровня 2015 года | 4,0 | 4,0 | 4,0 | ||
| 25 | Сокращение расходов на предоставление субсидий и проведение НИОКР в рамках обеспечивающих и неприоритетных мероприятий | 13,6 | 8,7 | 8,7 | ||
| В сфере институтов развития | ||||||
| 26 | Оптимизация расходов по субсидиям НКО «Фонд развития моногородов» | 6,9 | 4,6 | |||
| В сфере энергетики | ||||||
| 27 | Оптимизация господдержки строительства энергоблоков высокой степени готовности и серийного строительства энергоблоков на новых площадках АЭС | 16,4 | ||||
| Также | ||||||
| 28 | Упразднение отдельных закрытых административно-территориальных образований, в которых отсутствуют градообразующие организации, и отмена с 1 января 2017 года поддержки развития наукоградов | 0,6 | 0,6 | |||
| 29 | Строительство стадиона г. Калининграде | 20,0 | ||||
| 30 | Сокращение объема резерва на выполнение особо важных мероприятий до 50 млрд руб. в 2016–2017 годах | 70,0 | 80,0 | |||
| 31 | Закрытая часть | 223,0 | 256,7 | 256,7 | ||
| |||||||
| * Решение, согласованное с правительством | ||||||
| Справочно: объем накопительной части пенсии составит в 2016 году 344,2 млрд руб., в 2017 году — 411,9 млрд руб., в 2018 году — 470,9 млрд руб. | ||||||
| Источник: материалы Минфина |
Как заставить пенсионеров потрудиться
Следующий выбор, который предстоит сделать, относится к повышению пенсионного возраста уже с 2016 года и для мужчин и для женщин до 65 лет. Сейчас пенсия женщинам полагается по достижении 55 лет, мужчины выходят на пенсию в 60 лет. Еще в июне Минфин предлагал повысить пенсионный возраст всем до 63 лет с 2018 года. Теперь один вариант Минфина предполагает повышение пенсионного возраста на шесть месяцев в год (экономия для бюджета — 112,7 млрд руб. в 2016-м), а другой — форсированное, на один год ежегодно (бюджет сэкономит сразу 225,5 млрд руб.). При ускоренном варианте экономия бюджетных расходов превысит 1 трлн руб. за 2017 и 2018 годы.
Следующий выбор, который предстоит сделать, относится к повышению пенсионного возраста уже с 2016 года и для мужчин и для женщин до 65 лет. Сейчас пенсия женщинам полагается по достижении 55 лет, мужчины выходят на пенсию в 60 лет. Еще в июне Минфин предлагал повысить пенсионный возраст всем до 63 лет с 2018 года. Теперь один вариант Минфина предполагает повышение пенсионного возраста на шесть месяцев в год (экономия для бюджета — 112,7 млрд руб. в 2016-м), а другой — форсированное, на один год ежегодно (бюджет сэкономит сразу 225,5 млрд руб.). При ускоренном варианте экономия бюджетных расходов превысит 1 трлн руб. за 2017 и 2018 годы.
Как довести чиновника до безработицы
Впервые Минфином обозначена экономия и от нового десятипроцентного сокращения штата государственных гражданских служащих — 24,6 млрд руб. в 2016 году. В этом случае выбора вариантов не предусмотрено. Тем, кого не уволят, предлагается урезать расходы на санаторное лечение, транспортное обслуживание. Сокращению подлежат траты на VIP-залы и билеты бизнес-класса. Реже чиновников станет перевозить и специальный летный отряд «Россия» (обеспечивает перелеты президента и премьер-министра, а также сопровождающих их лиц). Сокращение части этих расходов правительство уже одобрило в июне, большой экономии они не дают.
Стоит отметить, что Минфин свои варианты секвестра бюджета просчитывает вплоть до 2018 года, тогда как правительство уже приняло решение сверстать бюджет только на 2016 год. Действие части Бюджетного кодекса по формированию расходов на 2016 год отменяется. Министр финансов Антон Силуанов настаивает на том, чтобы за этот год правительством были не только закреплены предложения по сокращаемым расходам, но и подготовлены новые правила составления бюджетных расходов. Представитель Минфина на момент сдачи материала был недоступен для комментариев.
Впервые Минфином обозначена экономия и от нового десятипроцентного сокращения штата государственных гражданских служащих — 24,6 млрд руб. в 2016 году. В этом случае выбора вариантов не предусмотрено. Тем, кого не уволят, предлагается урезать расходы на санаторное лечение, транспортное обслуживание. Сокращению подлежат траты на VIP-залы и билеты бизнес-класса. Реже чиновников станет перевозить и специальный летный отряд «Россия» (обеспечивает перелеты президента и премьер-министра, а также сопровождающих их лиц). Сокращение части этих расходов правительство уже одобрило в июне, большой экономии они не дают.
Стоит отметить, что Минфин свои варианты секвестра бюджета просчитывает вплоть до 2018 года, тогда как правительство уже приняло решение сверстать бюджет только на 2016 год. Действие части Бюджетного кодекса по формированию расходов на 2016 год отменяется. Министр финансов Антон Силуанов настаивает на том, чтобы за этот год правительством были не только закреплены предложения по сокращаемым расходам, но и подготовлены новые правила составления бюджетных расходов. Представитель Минфина на момент сдачи материала был недоступен для комментариев.
Опубликовала Holli Твою_мать , 22.09.2015 в 12:11