Член СПЧ Андрей БАБУШКИН: Васильеву в колонии я видел всего десять минут, она поливала цветы
Сразу после суда по УДО фигурантки дела «Оборонсервиса» правозащитники попытались навестить ее в колонии

ОТ РЕДАКЦИИ
Глава Совета по правам человека Михаил Федотов на прошлой неделе обратился к руководству ФСИН с просьбой разрешить визит двух членов Совета — Андрея Бабушкина и Елены Масюк — в колонию во Владимирской области, где содержится обвиняемая по делу «Оборонсервиса» Евгения Васильева.
Масюк и Бабушкин собирались посетить колонию, чтобы подтвердить, действительно ли Евгения Васильева там находится, и уточнить условия ее содержания. Кроме того, накануне правозащитникам стало известно о жалобе других заключенных женской колонии № 1 на действия администрации. Женщины рассказали, что после приезда Васильевой четверых заключенных из карантина перевели в закрытую медсанчасть , чтобы Васильева находилась в карантине одна. Для членов СПЧ эти сведения являются основанием для проверки нарушения прав заключенных.
В минувший четверг появился ответ ФСИН: Масюк — отказать, а Бабушкину визит разрешили.
Подобная избирательность запрета удивила членов Совета по правам человека, но объяснения ФСИН были более чем сумбурны.
«Поскольку Масюк — еще и член ОНК Москвы, вот пусть в московские учреждения и ходит. А во владимирские не надо. Позвольте, но Андрей Бабушкин — тоже член московской ОНК! На этом аргументы ФСИН закончились, мне в посещении отказано», — рассказала Елена Масюк.
Тем не менее член СПЧ и обозреватель «Новой» отправилась во Владимирскую область — и чтобы посетить суд, где в пятницу должны были рассматривать вопрос об условно-досрочном освобождении Васильевой, и чтобы встретиться с начальником женской колонии.
Утром Судогодский суд по просьбе защиты перенес заседание на вторник 25 августа. Тогда Бабушкин отправился в колонию, а Елена Масюк — в кабинет к начальнику ИК. Когда Андрей Бабушкин вышел из ворот колонии, первой, кто встретился с ним, была Елена Масюк.
Фото: РИА Новости
— Андрей, расскажи, ты видел Евгению Васильеву?
— Да, меня пригласили в колонию, провели в школу, где работает Евгения Васильева, и там мы встретились. Я представился, она представилась. Сказала, что против меня лично она ничего не имеет, но просит оградить ее от внимания и журналистов, и правозащитников. У нас было около десяти минут. Я рассказал ей, каким образом заключенный может способствовать своему УДО…
— Например, как?
— Например, получить поощрения от администрации колонии.
(Для справки. С начала года в этой колонии заключенными было подано48 ходатайств об УДО. Колония поддержала всего 18 из них. Причемвсе, кого поддержала колония, имели поощрения администрации.У Васильевой за две недели нахождения в колонии без учета карантинанет ни одного поощрения. Но колония поддерживает прошение об УДО.Как известно «Новой газете», эта позиция колонии не прозвучала насуде в пятницу из-за переноса заседания на другой день. Однакопрокуратура и пострадавшая сторона — Минобороны — выступаютпротив условно-досрочного освобождения Васильевой из колонии.Согласие пострадавшей стороны обычно является необходимымусловием для положительного решения вопроса. — Е. М.)
— Васильева знает, что администрация поддержала ее условно-досрочноеосвобождение?
— Мне так не показалось.
— Почему, как ты думаешь, администрация поддержала УДО?
— Васильева возместила ущерб. А еще из-за такого внимания журналистов к заключенной страдает колония, так что считаю, что избавиться от такого заключенного — еще и в интересах администрации.
(Для справки. Возможен вариант, что 25 августа Васильевой откажутиз-за того, что пострадавшая сторона в лице Минобороны — против.Далее через месяц за хорошую работу Васильеву переведутна облегченное отбытие наказания, например, заменят лишениесвободы исправительными работами. Для этого согласие потерпевшихпо закону не требуется. — Е. М.)
— Как выглядит Васильева?
— Обычно. Когда мы увиделись, я сначала посмотрел на ее лицо, потом на наградной значок с фамилией и фотографией, настолько не было в ней ничего особенного. Миловидная женщина. Видно, что она максимально старается уйти от внимания посторонних. Какая мотивация — стыдно ей или неудобно — сложно сказать. Одета в обычную одежду, как и другие женщины в этой колонии. Никакого лоска. Я отметил скромный, доброжелательный тон. Не было раздражения. Чувствовалось, что человек действительно переживает.
— Что она делала, когда ты пришел?
— Как работница хозчасти, она поливала цветы. Там огромное количество цветов, кажется, больше 200. Работа ей кажется интересной. Там действительно приятно находиться.
(Для справки. В женской колонии № 1 Васильева проживает в комнатена восемь мест для хозобслуги и занимается уборкой этажа школы,площадь которого 250 кв. метров. Васильева пока работает уборщицейна полставки, поскольку учебный год еще не начался. Она получает0,5 МРОТ — 5965 рублей в месяц. — Е. М.)
Школьная оранжерея — место работы и исправления заключенной Васильевой. Фото: пресс-служба ИК-1
— Тебе не показалось, что Васильевой в колонии не было, что ее туда специальнопривезли?
— Никаких признаков того, что Васильева не жила в колонии эти две недели после карантина, я не обнаружил. Я обошел колонию. Кто-то из женщин знает, что среди них находится Евгения Васильева, кто-то нет. Для меня это объяснимо: люди здесь замкнуты, стараются так и держаться. Я посетил отряд № 1, в котором находится Васильева, видел ее кровать, ее фотопортрет над спальным местом (таким образом в женской колонииобозначают принадлежность спального места конкретной заключенной. — Ред.), ее тумбочку, через приоткрытую дверь которой видны были личные вещи. В комнате по восемь человек, таких комнат в отряде три.
(Для справки. Руководство колонии рассказало, что Евгения Васильевалишь однажды зашла в местный клуб. В этот момент там шларепетиция танцевального конкурса «Битва танцев», который раз в годпроходит на плацу колонии. В самодеятельности Васильеване участвовала, но сказала, что «многое умеет, но пока подумает».Участие в самодеятельности — это большой шанс получитьпоощрение администрации. — Е. М.)
— Что ты можешь сказать про колонию?
— Колония мне, как ни странно, очень понравилась. Да, есть проблемы, на которые нужно обратить внимание районной администрации. Например, здесь нет стоматолога, и заключенным не пломбируют зубы. Из другого — с большими затяжками принимают передачи для заключенных. Самой колонии хорошо бы починить пол в женском рабочем цеху… Но по сравнению с другими колониями здесь все же очень аккуратно. За шесть лет удалось качественно, ровно заасфальтировать всю территорию, что редкость для таких заведений. Много цветов. Условия нормальные в отрядах. Атмосфера дает почувствовать, что здешняя администрация не испытывает ненависти к людям.
Фонтан «Слоник» на территории ИК-1. Фото: пресс-служба ИК-1
P. S. Уже вечером в пятницу Андрей Бабушкин уточнил в интервью нескольким СМИ, что не может на 100% утверждать, что в колонии он видел именно Евгению Васильеву. «Мы увидели женщину, она отличалась от портрета Васильевой, который я видел. Она была моложе, худее, похожа на Васильеву, какой она была года два-три тому назад», — заявил он.
В то же время Бабушкин сомневается, что стал свидетелем постановки со стороны ФСИН. Хотя несколько странностей он все же отметил. Первая — отсутствие Васильевой на суде по УДО. Вторая — отказ пустить в колонию Елену Масюк, которая лично виделась с Васильевой в СИЗО №6 Москвы и могла бы ее опознать.