
Говорят о том, что немецкая армия якобы была христианской, что будто бы были капелланы. Дело в том, что одним из своих приказов Гитлер запретил капелланов, военное духовенство, поэтому военные священники служили наравне с остальными солдатами. Даже если бы там и были капелланы, то Гитлер возглавил собой всеевропейскую возню против России. Как в 1242, так в 1942 году мы боролись с тевтонской агрессией. Православная Россия против католической, протестантской и безбожной Европы. Не случайно генералиссимус Иосиф Сталин посылал в бой войска под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Кутузова.
Второе важное значение Победы – это духовное воскресение России. Юрий Георгиевич Алексеев, доктор исторических наук, профессор, блокадник, старый офицер, недавно мне рассказывал, что когда услышал слова Сталина о пути к Победе под знаменами Александра Невского и Дмитрия Донского, то готов был заплакать. «На моих глазах, - говорит он, - возрождалась Святая Русь, восстанавливалось почвенное патриотическое сознание из-под этого проклятого космополитизма и интернационализма». Во время Великой Отечественной войны произошло возрождение патриотизма и веры, воссоздание Русской Православной Церкви. В народе, который был и до войны верующим, произошло удивительное возрождение веры. Как вспоминал отец Кирилл (Павлов), во время службы, проповеди священников в единственной тамбовской церкви такой был плач и стон, такое было покаяние! Он прошел войну с Евангелием и не боялся.
Измерение Победы – это вера, покаяние, мужество, воля и всенародный подвиг. И безразлично, кто сражался на фронте, кто тяжелыми буднями ковал Победу в тылу. Особенно это было видно в блокадном Ленинграде, когда не было разницы между городом и фронтом. И каждый защищал, когда весь город был фронтом, ибо он весь простреливался, его бомбили.
И каждый, защищавший Ленинград,
вложивший руку в пламенные раны,
не просто горожанин, а солдат,
по мужеству подобный ветерану.
Действительно, это были пламенные раны. И нам надлежит осторожно и благоговейно, подобно апостолу Фоме, касаться пламенных ран войны и относиться к этой теме целомудренно, достойно и трепетно, потому что мы имеем дело с некой духовной тайной.
События последних 20 лет, которые происходили, слава Богу, не везде, иначе, как поруганием, оплеванием, заушением всенародного подвига не назовешь. Все эти великие бесовские вакханалии в поддержку Власова, в поддержку коллаборационистов, все эти осмеяния и оплевания всенародных героев, таких, как Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, Николай Гастелло – являются психологической войной. Это хула на историческую правду, на дух великой России, Святой Руси.
Поэтому хочется сказать современным победобесенятам – хулителям Победы: «Вы обречены на поражение, потому что вы живете в гностическом мире, где нет ни правды, ни победы, ни жизни, а есть только жадное свинское потребление». Гитлеровцы шли для того, чтобы завоевать жизненное пространство, истребить его обладателей, самим сесть за стол, пить, есть и веселиться. Вы хулите память ваших предков ради того, чтобы сытно полакомиться за счет импортных грантов, за счет собственного народа. Русский солдат шел и умирал во имя жизни своего народа и народов Земли, а, в конечном счете, за правду Божию, за жизнь вечную. И верим, что души тех, кто положил жизнь свою за Отечество, ныне пребывают в Царстве Небесном.
В последнее время мы занимались прославлением новомучеников и исповедников российских, пострадавших от советской власти. Это святое и великое дело. Но за ним мы, к сожалению, забыли о сотнях и даже тысячах страдальцев и новомучеников российских, пострадавших от нацизма, в том числе, тех священников, которые исполняли свой пасторский долг, укрывали партизан и раненых, зачитывали патриотическое послание митрополита Сергия, митрополита Алексия, митрополита Николая. За это были расстреляны. К сожалению, прославлением таких святых сейчас практически никто не занимается. Это наша беда и вина перед ними.
А ведь какие это истории! Тот же отец Иоанн Лойко, который был сожжен заживо на Сретение Господне вместе со всем своим приходом в Белоруссии под Минском в селе Хоростово Старобинского района 15 февраля 1943 года. Подобных биографий немало. Сербская Церковь прославила своих святых новомучеников, пострадавших от фашистов и усташей. Мы об этом просто забыли. Печально и скорбно, что мы не воздаем должное тем православным людям, которые умерли за нас, за Россию, за веру Христову и правду.
К сожалению, в обществе распространяется лозунг – «Спасибо деду за Победу». Этот лозунг правильный, но разве это только память дедов, разве это только праздник ветеранов? Праздник дедов и отцов? Да, прежде всего, это их праздник, они выстрадали Победу. Это их день. Но не только их. Это праздник всенародный. Потому что мы – народ-победитель. Победа – это не то, что было когда-то, победа – это то, что будет с нами всегда. И сегодня, когда Россия встает с колен, когда она объединяется, когда она не дает себя унижать, когда она восстанавливается, как великое государство, необходимо понимать, что мы народ-победитель, государство-победитель, мы достойный преемник великого Советского Союза, который выстрадал эту Победу и победил. И мы должны жить именно Победой, победой, прежде всего, над своими страстями и похотями, победой над своей ленью и трусостью, победой над своей инерцией. Если мы воспримем это победительное сознание и устремимся на священную войну против миродержцев тьмы века сего, духов злобы поднебесной, то мы победим, станем достойными преемниками тех, кто брал Рейхстаг. Если мы очистим наше общество и нашу жизнь от всякой скверны, лжи, коррупции, разврата, нечистоты и мерзости, то тогда мы станем, воистину, во всей своей полноте народом-победителем. Но если мы примем в душу свою это сознание, то тогда мы воистину победим.

Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии
http://ruskline.ru/news_rl/2015/05/08/den_pobedy_eto_nasha_vtoraya_pasha/