«Опущенный шлагбаум» перед входом в Церковь является сегодня обязательным условием для здоровой церковной жизни
В свете всего сказанного уместен только один вывод: «навязывание» катехизации отнюдь не является «несвоевременным и неоправданным для нашего времени действием». Как раз отсутствие оной есть результат того, что мы живем «прошлым» (когда всех крещенных граждан в обязательном порядке заставляли воцерковляться и изучать Катехизис), а не настоящим.
В наших условиях катехизация есть обязательное и безусловное требование, так как отсутствие государственного контроля за воцерковлением и катехизацией возлагает эту ответственность снова на плечи церковного пастырства.Именно в наших исторических условиях «опущенный шлагбаум» перед входом в Церковь является обязательным условием для здоровой церковной жизни. Именно в условиях современной нравственной распущенности, религиозного синкретизма, либерализма и «необязательности» в духовной жизни строгие требования для тех, кто готовится принять Крещение, станут стимулом здорового роста и развития церковного организма.
Корень проблемы – не в современных условиях, а во внутренней «разболтанности» нашего духовенства, которое еще со времен Империи видело в «требах» источник своего пропитания. Это – проблема психологии нашего священства, а не проблема «внешних условий».
Мы сами (а не внешние условия) породили такой тип «прохожанина», который обращается к Церкви с просьбой «совершить обряды» тогда, когда его «кудысь петух клюнет». Порочную систему нужно ломать в одночасье!
Священники, которые не готовы меняться и менять принципы своей деятельности – должны «сойти с дистанции» и уступить место тем, кто будет осуществлять канонические принципы Церкви. Иначе Церкви не избежать нестроений.
И не следует оправдываться «допустимым разномыслием». В данном случае мы имеем не разногласие, а недопустимое преступное разделение, так как вопрос касается принципов устройства Церкви. Те же люди, которые говорят о «постепенности и плюрализме», по сути, разлагают Церковь и вносят в нее смуту.
Корень проблемы – не в современных условиях, а во внутренней «разболтанности» нашего духовенства
Задумаемся. Если в одном приходе священник вводит обязательную подготовку, а в другом – крестят «сходу по установленной таксе», то мы, во-первых, формируем диссонанс в сознании нашего народа, а во-вторых, подаем еще неокрепшим искушение «пойти по легкому пути»: вместо изучения веры – «купить» себе статус христианина, утопив его затем в различных грехах, ересях и расколах.
Примеры преступного плюрализма не заставляют себя долго ждать. Буквально на днях ко мне обратились люди с просьбой покрестить младенца на дому в день воскресный. Я согласился, но с условием – сначала крестные восприемники с отцом и бабушкой придут в храм (т.к. младенец грудной, я не поставил этого условия для матери). На это я получил отказ.
Более того, в субботу в 22 часа мне начали звонить родители ребенка, бабушка, а также избранные «крестные» с криками о том, что я им «срываю домашнее мероприятие», что их, крестных «со стажем», никто и никогда не заставлял ходить в храм, а я, оказывается, «устраиваю отсебятину».
На вопрос о том, когда будущая крестная последний раз была в храме на исповеди и знает ли она Символ Веры Православной, услышал ответ: «Мне никто и никогда не задавал таких вопросов и не требовал все это знать. Почему вы ко мне цепляетесь со всем этим?».
Как я мог допустить, чтобы свидетелем веры и воспитателем духовности младенца была допущена такая особь? Но проблема в том, что эти самые особи садятся в свой автомобиль, отправляются в ближайший городок нашей епархии (к примеру, в г. Беловодск) и крестят там ребенка, по их же собственным словам, «без вопросов и проблем».
В итоге создается идиотская ситуация: те, кто поступают правильно – выглядят изуверами, а те, кто попирают все принципы христианства, – в глазах этих самых «прохожан» обретают статус добрых пастырей.
Поэтому только строгая система надзора за исполнением решения об обязательности катехизации перед Крещением может оздоровить наш современный церковный организм. Это не пройдет безболезненно.
Но ведь мы в настоящее время имеем дело с болезнью! А лечить болезнь – занятие, не из приятных. Многих горе-пастырей придется отправить «за штат», ограничив в правах служения. Кто захочет остаться – тем придется переучиваться и перестраиваться. Но современное разложение церковной жизни просто кричит нам о том, что оставлять все, как есть, – преступно!